"Налогоплательщик должен проявлять осмотрительность и осторожность при выборе контрагента перед заключением хозяйственных договоров в целях выявления признаков недобросовестности контрагента, оценки и минимизации налоговых рисков, во избежание возникновения необоснованной налоговой выгоды"
(Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды")
Случалось ли вам обрывать телефоны в отчетный период в тщетной попытке собрать необходимые документы от поставщиков? Ваш бухгалтер предъявляет вам к уплате немыслимую сумму по НДС, а воспользоваться правом налогоплательщика на уменьшение налога вы не можете по причине отсутствия "входящих" счетов-фактур (как вариант - по причине исчезновения самого контрагента)!
Или представьте выездную налоговую проверку, во время которой вам предъявляют "обвинение" в злом умысле в работе с вашими контрагентами, т.к. некоторые из них фирмы -"однодневки" или - официально - недобросовестные контрагенты, и на горизонте тоскливо маячит штраф на крупную сумму...
Или вам на склад завезли крупную партию некачественного товара, вернуть который (по факту обнаружения брака), равно как и внесенную предоплату, не представляется возможным просто потому, что поставщик "испарился"...
Или...
Если ваш бизнес еще не сталкивался с подобными проблемами, вам можно по-хорошему позавидовать и восхититься вашей деловой интуицией. Но многие работающие на рынке компании знают не понаслышке, что такое сотрудничество с "недобросовестным поставщиком".
Поскольку государство возложило бремя контроля "добросовестности" контрагентов на налогоплательщиков, необходимо знать, какие меры требуется предпринять при выборе / проверке контрагента.
Итак, способы защиты при работе с недобросовестными поставщиками:
1. Необходимо запросить у контрагента в заверенной форме:
- копии учредительных документов
- копии бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату
- копии деклараций по НДС и налогу на прибыль за последний отчетный период ( с отметкой налоговой инспекции о принятии)
- другие сведения
2. Получить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП ( на сайте ФНС https://egrul.nalog.ru/index.html; или в МИФНС №15 лично или по телекоммуникационным каналам связи, заказать услугу у компаний-посредников)
3. Проверить на сайте ФНС России, не числится ли контрагент в следующих базах данных:
- сообщения юридических лиц о ликвидации или реорганизации https://egrul.nalog.ru/index.html
- сведения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов https://www.vestnik-gosreg.ru/
- адреса, по которым зарегистрировано несколько юридических лиц (так называемые адреса "массовой" регистрации, характерные, как правило, для фирм - "однодневок") https://pb.nalog.ru/)
- перечень юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица https://pb.nalog.ru/
- сведения о юридических лицах и ИП, в отношении которых представлены документы о государственной регистрации, в том числе изменений https://service.nalog.ru/uwsfind.do
- сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия ( руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядкеhttps://pb.nalog.ru
- сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует https://service.nalog.ru/service-closed.html?svc=baddr
4. При изучении выписки необходимо обратить внимание на то, указан ли в выписке из ЕГРЮЛ код по ОКВЭД, соответствующий тому виду деятельности, который контрагент обязуется осуществлять по условиям договора
5. Установить, необходима ли контрагенту для выполнения обязательства по заключаемому с ним договору лицензия, какое-либо специальное разрешение или членство в СРО. В случае необходимости обязательного наличия лицензии у контрагента, необходимо проверить ее наличие посредством обращения на интернет-сайт лицензирующего органа или СРО
6. Проанализировать наличие информации о контрагенте в сети Интернет:
- наличие у контрагента собственного интернет-сайта
- размещает ли контрагент информацию о себе по заявленным видам деятельности на специализированных интернет-площадках
- имеются ли отрицательные и положительные отзывы о контрагенте
7. Необходимо запросить у контрагента копию паспорта его руководителя, а если договор оформляется по доверенности иным лицом, то, кроме копии его паспорта, запросить заверенную копию доверенности
8. Желательно проверить контрагента на предмет его участия в хозяйственных спорах. Проверка осуществляется путем обращения на интернет-сайт высшего Арбитражного Суда РФhttp://kad.arbitr.ru/
9. Проанализировать, какие проверки планируются в отношении контрагента на сайте Прокуратуры
10. Проверить наличие сотрудников в штате у контрагента
11. Обратиться в налоговые органы по месту нахождения контрагента с запросами о предоставлении информации следующего характера:
- регулярно ли запрашиваемая организация сдает отчетность и не нарушает ли при этом сроков сдачи?
- не привлекалась ли организация к налоговой ответственности?
- не нарушает ли сроков ли уплаты налогов и платит ли их вообще?
12. Использовать для оценки контрагента критерии оценки рисков из Приказа ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333 "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок"
Если проведенный анализ кажется вам недостаточным (в существующих на рынке условиях дополнительная проверка никогда не бывает лишней), то для налогоплательщиков есть ряд общедоступных критериев для самостоятельной оценки рисков, а именно:
1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности)https://www.nalog.gov.ru/rn77/
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой баз налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). По налогу на прибыль организаций - несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами)
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.
https://www.nalog.gov.ru/rn77/
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском
Несмотря на то, что рекомендуется воспользоваться всеми перечисленными способами для оценки возможных рисков, руководитель компании может выбрать несколько пунктов из списка, зафиксировав их во внутреннем регламенте проверки контрагентов - "Положении об обязательной проверке контрагентов при оформлении договорных и хозяйственных отношений".
Надеемся, что перечисленные способы проверки вашего потенциального или действующего поставщика позволят вам обезопасить себя от разного рода неожиданностей.